Средства обучения и воспитания

.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Имеющиеся в ДОУ средства обучения:

  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, раздаточный материал и т.д.);
  • аудиовизуальные (слайды);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные(гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные)
  • спортивное оборудование и т.п.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний.

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения;
  • учет методическими пособиями, демонстрационными материалами в соответствии с образовательной программой.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях. Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению основной образовательной программы, но и при проведении режимных моментов.

Развивающая предметно — пространственная среда групп содержательно-насыщена, трансформируемая, полифункциональна, доступна и безопасна, отвечает санитарно-гигиеническим нормам, возрастным особенностям и потребностям детей. Обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Пространство группы организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки»), оснащенные большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы доступны детям. Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков меняется в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса. В групповой комнате созданы условия для самостоятельной двигательной активности детей.

Средства обучения и воспитания

Физическое развитие

  • Обручи пластмассовые
  • Палка деревянная гимнастическая
  • Палки пластмассовые гимнастические
  • Мячи разного диаметра
  • Набор кеглей
  • Дуги для подлезания
  • Коврики массажные
  • Корригирующая дорожка
  • Скамейки для ходьбы
  • Щиты для бросания
  • Кольцеброс
  • Мешочки для равновесия
  • Скакалки детские
  • Шнуры
  • Канат для перетягивания
  • Флажки разноцветные
  • Ленты
  • Лесенка-стремянка
  • Маты

Познавательное развитие

  • Наборы тематических предметных карточек
  • Серия демонстрационных сюжетных тематических картин
  • Домино с цветными изображениями
  • Шнуровки различного уровня сложности
  • Игрушки-персонажи
  • Набор плоскостных геометрических фигур
  • Мозаика с плоскостными элементами различных геометрических форм
  • Дидактические игры
  • Муляжи фруктов и овощей
  • Вкладыши
  • Пирамидки различной величины

Речевое развитие

  • Стимульный материал
  • Наборы предметных карточек по темам
  • Набор сюжетных карточек по темам
  • Предметные игрушки-персонажи
  • Комплекты детских книг по темам
  • Иллюстрации к детской художественной литературе

Художественно-эстетическое развитие

  • Магнитная доска
  • Мольберт
  • Изделия народных промыслов
  • Тематические комплекты карточек для лепки, аппликации, рисования
  • Бумага для рисования
  • Стаканчики
  • Трафареты
  • Кисочки
  • Карандаши простые, цветные
  • Мелки восковые
  • Бумага цветная
  • Картон цветной, белый
  • Пластилин
  • Доска для работы с пластилином
  • Комплекты CD-дисков с музыкальными произведениями
  • Набор шумовых музыкальных инструментов (музыкальные колокольчики, бубны, барабан, погремушки)
  • Металлофон
  • Комплекты костюмов театрализованной деятельности
  • Шапочки для театрализованной деятельности
  • Ширма для кукольного театра настольная, напольная
  • Игрушки-персонажи
  • Флажки разноцветные
  • Куклы
  • Мишура
  • Напольный конструктор деревянный
  • Наборы настольного конструктора

Технические средства обучения

Экранно-звуковая аппаратура:

  • Пианино
  • Музыкальный центр
  • Телевизор
  • Ноутбук

Носители информации:

  • Тематические презентации
  • Цифровые музыкальные аудиозаписи
  • Фонотека, видеотека